О составе бухгалтерской отчетности

Зачастую достоверность бухгалтерской информации, составленной на основе российских стандартов бухгалтерской отчётности, может вызывать сомнения. Проблема заключается в том, что они не в полной мере учитывают специфику деятельности организаций разных форм собственности и условий хозяйствования, а зачастую противоречат друг другу или вовсе не дают ответ на вопросы, которые могут интересовать инвесторов. Всё это ведёт к искажению оценки эффективности и результативности работы предприятия и вызывает необходимость модификации законодательства. Именно подобные изменения не так давно произошли в российской правовой системе, и в связи с этим есть необходимость разобрать текущие требования к годовой бухгалтерской отчётности.

Документы, регулирующие состав бухгалтерской отчётности

Сегодня существует ряд нормативных правовых актов, регулирующих порядок, форму и содержание годовой бухгалтерской отёчности. В первую очередь к ним стоит отнести Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 6 декабря 2011 года № 402, последующими поправками, и Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99), утверждённое приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 года №43н. На основе данных правовых актов Министерство финансов России разработало образцы форм бухгалтерских документов, в которых отражены базовые принципы их оформления и состава. Указанные документы содержат пути к раскрытию существенной информации, подчеркивающие её значимость для инвесторов и прочих заинтересованных пользователей.

Требования к составу бухгалтерской отчётности

При подготовке годовой отчетности, начиная с 2011 года, организации должны учитывать изменения форм бухгалтерской отчётности, которые вступили в силу согласно приказа Министерства Финансов РФ «О формах бухгалтерской отчётности организации» от 2 июля 2010 года № 66н, пришедшем на смену приказу Министерства финансов России № 67н.

По новым требованиям в состав бух отчетности входят:

- бухгалтерский баланс;
- отчёт о финансовых результатах;
- приложения к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах (отчёт об изменениях капитала, отчёт о движении денежных средств, отчёт о целевом использовании средств).

Примеры изменений

Обусловленные Приказом № 66н изменения так или иначе затронули все отчетные формы. Например, в форме баланса изменён состав граф: теперь учитываются показатели на отчётную дату - 31 декабря и на аналогичные даты 2-х предыдущих лет. Также в данную форму введена графа 1, которая называется «Пояснения» – она указывает на номер соответствующего пояснения к балансу. Кроме того, теперь значения об отдельных активах и обязательствах можно отражать общей суммой с последующей расшифровкой в пояснениях, на случай, когда каждый из показателей незначителен для заинтересованных пользователей финансовой отчётности предприятия. В новой форме бухгалтерского баланса, справка о наличии ценностей на забалансовых счетах, не представляется.

При «верстке» отчётности за отчетные периоды 2012-2013 организациям следовало самостоятельно определить детальность значений по статьям отчётности и раскрыть её в соответствующих пояснениях. Кроме того, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах, ранее носившие название «пояснительная записка», теперь можно оформить в виде таблицы или текстовом формате. Для оформления в виде таблицы за основу берётся форма номер 5.

Более того, в соответствии с поправками к ФЗ «О бухгалтерском учёте», начиная с годовой финансовой отчётности за 2013 год, требование об включении в состав отчётности аудиторского заключения больше не носит обязательный характер. Однако, если требование провести аудит предписано законом, аудиторское заключение должно предоставляться организациями в течении 10 дней с момента его получения.

Организации предоставляют годовую бухгалтерскую отчётность учредителям, владельцам её имущества, в том числе для утверждения. А так же в государственный орган статистики и ИФНС. Срок предоставления бухгалтерских документов составляет 90 дней с даты окончания отчётного периода.

Упрощённый состав бухгалтерской отчётности

Согласно Приказу Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчётности организаций» от 02.07.2010 №66н, субъекты малого предпринимательства должны формировать отчётные документы по следующей системе упрощённого характера:

- баланс и отчёт о прибылях и убытках, содержащие показатели исключительно по группам статей (т.е. без детализации по статьям);
- в приложениях к балансу и отчёту о прибылях и убытках отражается наиболее важная информация, отсутствие которой может неадекватно информировать о финансовом состоянии и результатах хозяйственной деятельности фирмы.

При желании, субъекты малого предпринимательства в праве сформировать бух отчётность в полном объёме.

Отчетность некоммерческих организаций

В соответствии с ФЗ №402 (2 часть статьи 14) для некоммерческих и общественных организаций доступна сокращённая форма годовой бухгалтерской отчётности, в составе:

- бухгалтерский баланс;
- отчёт о целевом использовании средств и приложения к ним.